Понедельник 24 November 2014

 

Новинки

Книга

В наше время большинство людей поглощено мирской суетой и проводит жизнь в погоне за благами бренного мира, не задумываясь о смысле жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вследствие этого они оказываются неподготовленными к вечной жизни, и...

Анонс

Как совершается полноценный намаз

Когда услышишь азан, нужно отложить все дела и ответить на призыв. При этом необходимо вспомнить, что в Судный день всех призовут к ответу. Подобно тому, как в миру мы будем отвечать на азан и посещать коллективный намаз, будет зависеть и призыв на допрос. Кроме того, что мы должны быть в омовении, искупавшимися, в чистой одежде и стоять на чистом месте. Нужно еще стараться очистить и сердце от злонравия

Очищение сердца крайне необходимо, ибо это место, куда смотрит Всевышний. Когда скрываешь аврат, нужно мысленно представить, что скрываешь грехи и пороки тела. Грехи тела скрывают с сожалением о случившемся, покаявшись и имея намерение вновь не возвращаться к ним.

Когда встаешь на намаз, обращай свой взор в сторону Киблы, а сердце - к Аллаху, отвернувшись от мирских утех и плотских чувств. Самое важное - это совершение намаза со Всевышним в сердце.

Таким образом, исполнив все условия намаза, предстаешь перед Владыкой миров, боясь Его и покоряясь Ему, чуть опустив голову, покаявшись за свою гордость и высокомерие, вспомнив, что ты низок, немощен и являешься Его рабом. Взгляд направлен на место сужды (земного поклона), между обеими ногами расстояние должно равняться пяди, пальцы ног направлены в сторону Киблы, колени и спина выпрямляются. Затем, после "А'узу" читается "Къул а'узу бирабби ннас", потом "Рабби агIузу бика мин гьамазати шаятIини ва агIузу бика раббиан яхIзуруни". Мысленно просим у Всевышнего помощи для совершенного исполнения намаза. Перед каждым намазом необходимо пользоваться сиваком (зубочисткой). Один ракаат намаза, совершенный после сивака, достойнее семидесяти ракаатов, совершенных без него. Затем читается намерение: "Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз ради Аллаха. Аллагьу акбар".

С началом произнесения "Аллагьу акбар" начинаем поднимать руки к ушам и, завершая, складывают на груди.

Порядок поднятия рук: большие пальцы должны находиться возле мочек ушей, кончики остальных пальцев на верхнем уровне ушей, верхняя часть кисти - на уровне плеч, ладони и кончики пальцев направляются в сторону Киблы. Затем руки медленно опускаются и складываются на животе (выше пупка немного левее). Правая рука кладется на запястье левой руки, указательный и большой пальцы ставятся на руку. Остальными пальцами обхватывают запястье.

Женщина, как и мужчина, тоже совершает поднятие рук. Руки можно поднимать и до уровня плеч. Поднятие рук в намазе означает, что все плохое отбрасывается, и мы обращаемся к Аллаху.

В таком положении нужно стоять до опускания в руку' (поясной поклон). Выдержав паузу после вступления в намаз, читается "Аллагьу акбар кабиран…", а затем "Ваджагьту…". Знающий должен учесть и смысл читаемого. После этого, выдержав паузу, произносится "АгIузу…", сердцем прося у Всевышнего защиты от сатаны. Выдержав паузу, читают суру "Аль-Фатиха" с мыслью об Аллахе и пониманием смысла читаемого (для знающего). После завершения чтения опять выдерживаем паузу и произносим "Раббигъфирли амин раббал гIаламина". После очередной паузы читается сура из Корана (понимающий смысл должен должен сосредоточиться на нем). Пауза - поднятие рук, как при вступлении в намаз, и медленно опускаемся на поясной поклон (руку'), а руки опускаем на колени. Опускание на поклон, произнесение "Аллагьу акбар" и сложение рук на коленях завершается одновременно. Руки кладутся на колени, немного растопырив пальцы и направив их в сторону Киблы. Ноги в коленях должны быть выпрямлены, спина прямая, а голова должна находиться на одном уровне со спиной (не надо ни опускать, ни поднимать голову). Взгляд направлен на место сужды, локти отделяются от боков (женщина, наоборот, прижимает локти к телу). Опускаясь на руку' нужно помнить о своей низости и немощности, о величии и могуществе Всевышнего Аллаха. Читаются дуа, славословия и тасбих, предписанные к чтению в этом руку'.

Затем поднимаемся на и'тидаль. Начиная вставать, произносим: "СамиагIаллагьу лиман хIамида…" и поднимаем руки к ушам. Вставание и поднятие рук завершается одновременно с произнесением "СамигIаллагьу…". Порядок поднятия рук совершается по аналогии со вступлением в намаз. И в каждом случае поднятие рук в намазе должно быть однообразным.

В и'тидале руки не складываются на грудь, а опускаются вдоль туловища. Все остальное: стойка, взгляд, опущенная голова, положение ног должно соответствовать первоначальной стойке, как перед намазом.

Большой палец правой ноги во всех положениях намаза остается неподвижным. Его называют опорой намаза.

Далее читаются все дуа, тасбих и славословия, предписанные для чтения в и'тидале (смиренно, понимающим, вспомнив смысл читаемого). При поднятии рук к ушам надо думать, что отбрасываешь все, кроме Аллаха. При чтении "СамигIаллагьу…" нужно иметь надежду на принятие Всевышним весь тасбих в намазе. При поднятии и опускании руками не нужно размахивать. Необходимо поднимать и опускать их медленно. По завершении чтения, предписанных дуа, тасбиха, медленно опускаемся на колени, произнося "Аллагьу акбар". Сначала пола должны коснуться колени, затем руки без преграды, а потом уже лоб (касаясь носом). Опускаясь на сужду, руки не нужно поднимать к ушам.

В намазе желательно, чтобы лоб, руки, ноги касались пола без каких-либо преград: платок, перчатки и т. д. Женщине греховно совершать намаз, не спрятав ноги, т. е. будучи босой. Тяжесть от семи частей тела (ног, коленей, рук и лба) предается земле. Обе руки касаются земли, разжав пальцы, но сильно не растопыривая их, и направив в сторону Киблы. Руки ставятся на уровне плеч, локти отрываются от боков, животом не касаются бедер, пальцы ног тоже, насколько возможно, прикасаются нижними частями пола и смотрят в сторону Киблы.

Между обоими коленями и ногами расстояние должно равняться пяди. Под ногами не должен находиться подол одежды. Глаза при сужде можно открыть.

Женщина тоже поднимает локти от пола, но прижимает ноги. Колени и локти к бокам, а живот к бедрам.

Земной поклон (сужда) - это самое высшее самоуничижение самого себя перед своим Господом. Самую ценную свою часть - голову - ставишь на самое низшее место - землю, которая топчется людьми, животными, на которую бросают всю грязь. В этом тоже заключается самое большое возвеличивание Всевышнего Аллаха.

При сужде сердце должно быть именно в таком униженном состоянии. Поэтому время сужды - это время, когда раб наиболее приближен к Аллаху. Именно поэтому на нас возложено обязательство дважды совершить поклон.

В хадисе сказано, что Всевышний больше всего любит своего раба, когда тот прижимает свой лоб к земле во время сужды.

Затем читаются дуа, тасбих и славословия, предписанные для чтения на сужде, при этом, всегда помня об Аллахе. Для знающего необходимо вникнуть в смысл читаемого.

В земном поклоне заложено унижение сатаны. Видя, как му'мин поклоняется Аллаху, сатана убегает, приговаривая: "О горе мне. Сыну Адама повелели поклоняться, он поклонился - ему будет Рай. Мне тоже повелели, но я не совершил поклона - мне уготован Ад!"

После выполнения сужды переходим к джалсату - сидение между обеими суждами. Поднимаясь с сужды, начинаем произносить "Аллагьу акбар", а завершаем поднятие тогда, когда заканчиваем произносить эту фразу. Руки опускаем на колени, пальцы прижаты и смотрят в сторону Киблы. Кончики пальцев находятся на уровне колен. Садимся так, чтобы спина была перпендикулярна земле. Голова чуть-чуть опущена, взгляд направлен на место сужды. Между коленями оставляем расстояние, равное пяди.

Правая нога будет находиться в положении стоя (на внутренней стороне пальцев), а левая, касаясь верхней частью земли. Садимся на бедро левой ноги. Это положение называется ифтираш. В этом положении читаются указанные дуа (в хузуре), вникая в смысл читаемого для понимающего. Затем совершается вторая сужда аналогично первой: также, уходя на вторую сужду, произносим "Аллагьу акбар", соблюдаются все нормы и этикет сужды.

После второй сужды поднимаются на второй ракаат. Поднимаясь, произносим "Аллагьу акбар". Перед тем, как встать, выдерживаем паузу, сев как между обеими суждами (для передышки).

Затем, оперевшись на руки, встаем. Вставая, тоже не нужно вытягивать или поджимать ноги, а твердо встать на обе ноги.

Имамы трех мазхабов говорят, что нужно вставать, не садясь на передышку. Поэтому можно подниматься сразу. Начиная подниматься с сужды, произносим "Аллагьу акбар" до того, как полностью выпрямишься. Для этого мы растягиваем "л" при произнесении "Аллагьу" - "Алл-лл-ллагьу".

Вставая на второй ракаат, руки к ушам не поднимаются, как при вступлении в намаз, а сразу складываются на груди. До перехода на руку', ноги, руки, голова и глаза находятся в таком положении, как описано в первом ракаате.

Поднявшись с сужды, произносится "А'узу", затем читается "аль-Фатиха", по прочтении произносится "Амин" и читается сура из Корана, выдерживая паузу между каждым из приведенных пунктов (как и в первом ракаате).

Во втором ракаате "Важжахту" не читается. Потом руку', и'тидаль, сужда, сидение между суждами совершается как и в первом ракаате, читая все предписанные для этого дуа, тасбихи, славословия, соблюдая весь этикет.

Завершив вторую сужду второго ракаата, произносится "Аллагьу акбар" и садимся для чтения "Аттахийяту". Если после этого "Аттахийяту" нет намерения завершить намаз или необходимо совершить сужду-сахв, то садимся в положение ифтираш (т. е. так, как между обеими суждами). Но при чтении "Аттахийяту" пальцы правой руки сгибаются, выпрямив только указательный палец. Большой палец ставится под указательный.

"Аттахийяту" читается с мыслью об Аллахе (хузуром), вникая в читаемое для понимающих. Затем читают шахада и при произнесении "Илла ллагь" указательный палец правой руки чуть приподнимается, а взгляд направлен на этот палец. Сердцем свидетельствуем о том, что Аллах Один. Этим действием выражается единство Всевышнего. Поднятый палец и обращенный на него взгляд задерживается до выхода из намаза или вставания для следующего ракаата.

После "Аттахийяту" читается салават "Аллагьумма салли гIала сайидина МухIаммад". Затем, вставая на третий ракаат, поднимаются руки к ушам, как при вступлении в намаз. Как было выше описано, после этого совершают третий и четвертый ракааты, затем вновь читается "Аттахийяту". В последнем "Аттахийяту" читается салават Пророку, его роду и сподвижникам, т. е. полностью. Похвально, если прочесть "Кама саллайта…" и те дуа, которые предписано читать после него. Дуа тоже нужно читать в хузуре, для понимающих вникать в смысл читаемого.

В последнем "Аттахийяту" садимся в положение таваррук.

Таваррук - это такое положение, при котором, подогнув левую ногу под себя, садимся на левое бедро, а правая нога должна касаться пола внутренней стороной пальцев. Пальцы левой ноги должны быть видны с правой стороны. Это положение предписано для сидения в намазе, т. е. наиболее ценно.

Но в каком положении ни сидел бы молящийся и ни читал "Аттахийяту", то это все равно засчитывается, и намаз считается совершенным. После чтения салавата и дуа желательно сердцем совершить намерение выйти из намаза. Затем, пока взгляд направлен вперед, начинаем приветствие. Сначала поворачиваем голову направо, всем сердцем намереваясь поприветствовать всех ангелов, джиннов и мусульман, находящихся справа от нас. То же самое повторяется при приветственном повороте влево. При обоих случаях желательно, чтобы начало и конец приветствия совпадали с началом и концом поворота головы. Этим намаз завершается.

После завершения намаза воздаем хвалу Аллаху за возможность совершать этот намаз, просим прощения у Него за ошибки, допущенные в намазе, и за грехи. Читаем дуа, предписанные для чтения после намаза. Просим у Всевышнего помощи и возможность совершить намаз так, чтобы Он был доволен. Дуа, прочитанное после намаза, принимается.

Подготовлено каноническим
отделом ДУМД

Статьи номера

Статьи номера

Аналитика

Вопросы веры

Мазхаб Абу-Ханифы

Пророк Мухаммад

Поучительные рассказы

Молодость

Детская страничка

Письма читателей

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта