Пятница 18 April 2014

 

Новинки

Книга

В наше время большинство людей поглощено мирской суетой и проводит жизнь в погоне за благами бренного мира, не задумываясь о смысле жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вследствие этого они оказываются неподготовленными к вечной жизни, и...

Анонс

Всё о посте в месяце Рамазан

Пост, или, как ещё его называют, ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по Шариату – это воздержание от еды, питья, половых отношений и всего того, что нарушает пост в течение светового дня.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Рамазан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.

 

Уместно отметить, что и современная наука утверждает: мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поститесь – выздоровеете».

 

Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности), к тому же пост (ураза) помогает сытому понять состояние голодных, помогает осознать и оценить милость Всевышнего, которой Он одаряет Своих рабов, и т. д.

 

Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном, орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные пути, и когда спросили, как же защититься от него, Пророк (мир ему и благословение) ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил, чтобы почаще стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».

 

Что же есть пост, как не одоление сатаны? Пост является препятствием для его козней и преградой на его путях. Кто старается взять верх над врагом Аллаха, тот получит помощь от Самого Аллаха. Начинается это усердием человека в совершении богоугодных дел, воздаянием за которые является помощь Аллаха и направление человека по Истинному пути. Всевышний в Коране говорит, что тех, кто усердствовал в благом, Аллах поведёт по Своему пути, и поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. Так вот, пока на тех пастбищах, где пасётся шайтан, будет полно травы, и пока человек, проявляя усердие голодом и другими поклонениями, не перекроет сатане путь к своему сердцу, не откроется ему величие Всевышнего Аллаха. В хадисе сказано, что сыны Адама давно узрели бы царство небесное, если бы шайтаны не кружили над их сердцами. Поэтому и стал пост вратами поклонения Аллаху и спасением.
Помните, пост (ураза) – это воздержание не только от еды и питья, но и от грехов языка (сквернословия) и других органов тела. Не говорите ни о ком плохо, не делайте ничего (от похоти) плохого, а наоборот, постарайтесь в этом месяце совершать больше добра.

 

Обязательный пост (фарз) предписан тем, кто является:

 


1) мусульманином (мусульманкой);
 

 

2) совершеннолетним;
 

 

3) умственно полноценным;
 

 

4) физически здоровым и тем, кто в силах поститься.

 

 

Обязанности поста (уразы)

 

Чтобы пост (ураза) стал действительным, необходимо соблюдать следующие условия:
 

 

1. Ният (намерение). Необходимо иметь мысленное намерение соблюдать пост (уразу) во имя Всевышнего, желательно (суннат) одновременно произносить ният языком. Вот примерная его форма: «Я намереваюсь соблюдать завтра обязательный (фарз) пост месяца Рамазан этого года ради Всевышнего Аллаха», т. е. в намерении упоминается, что пост является обязательным (фарзом), и уточняется день, месяц, год.
По мазхабу имама Шафии намерение необходимо произносить каждую ночь, его можно произносить в любое время в период после захода солнца, накануне и до начала рассвета. По мазхабу же имама Абу Ханифы намерение можно произнести до обеда, если с начала рассвета не совершено ничего, что нарушает пост (уразу). Поэтому те, которые забыли произнести его в период от захода солнца до начала рассвета, могут произнести его в первой половине дня, только вместо слова «завтра» необходимо говорить «сегодня» и обязательно добавить: «следуя имаму Абу Ханифе». А по мазхабу имама Малика намерение можно произнести за весь месяц в его начале. Но необходимо постараться не забыть произнести намерение в период, установленный по мазхабу имама Шафии.
 

 

2. Воздержание от действий, прерывающих пост (уразу) в период от начала рассвета до захода солнца.
 

 

3. Знание времени начала и конца поста. Пост (ураза) начинается с начала рассвета и заканчивается с заходом солнца (т. е. с наступлением времени утреннего намаза и до наступления времени вечернего намаза).

 

 

Что прерывает пост (уразу)?

 

1. Приём пищи и питья.
В период от начала рассвета (до начала времени утреннего намаза и до захода солнца, до наступления времени вечернего намаза) необходимо воздержаться от приёма пищи, т. е. нельзя ничего ни есть, ни пить. Кроме того, ничего не должно поступать вовнутрь тела через естественные отверстия (рот, нос, уши, половые органы, анальное отверстие). Например, нельзя, чтобы вода попала в ушное отверстие, нельзя курить и т. д. Но если человек съест или выпьет что-либо, забыв, что соблюдает пост, то это не нарушение, в том случае если он, вспомнив, тут же прекратит есть или пить.
Если постящийся, помня о посте, во время омовения наберёт воды в рот и случайно проглотит её, то пост не нарушается, если он полоскал рот не чрезмерно. Если же он полоскал рот не для омовения, а по другому поводу, и случайно проглотил воду, то пост нарушается, даже если он полоскал рот не чрезмерно.
После приёма пищи перед рассветом, т. е. до начала поста, необходимо тщательно очистить полость рта от остатков пищи, так как если во время поста проглотить мелкие остатки пищи, застрявшие между зубами и в другой части полости рта, это нарушает пост (уразу).

 

Если постящийся проглотит слюну, то пост (ураза) не нарушается, если же проглотит мокроту, поступающую в ротовую полость, то пост нарушается. Но если мокрота из горла поступила в желудок, не попадая в полость рта, то пост (ураза) не нарушается. Если дёсны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост (ураза) также нарушается. Если же будет трудно остановить кровь, то пост (ураза) не нарушается.

 

2. Рвота.

 

Во время поста (уразы) нельзя сознательно вызывать рвоту, ибо это нарушает пост (уразу). Если же постящегося рвёт против его воли, то пост (ураза) не нарушается, только следует прополоскать рот.

 

3. Половые отношения.

 

Половая близость во время поста (уразы), т. е. в период от начала рассвета до захода солнца, не только нарушает пост, но и оскверняет его. Поэтому в таких случаях необходимо не только возместить пост, но и откупиться штрафом (штраф возлагается только на мужчин). Штраф (каффарат) предусматривает дополнительные посты два месяца подряд, без перерыва, или же накормление 60 бедняков, если проштрафившийся по состоянию здоровья не может поститься. Нежелательно также супругам заниматься интимными ласками, возбуждающими друг друга. Супругам, которые ночью имели близость, желательно искупаться до начала поста (уразы). Но если они не успеют до начала рассвета, то пост (ураза) не нарушается. Здесь уместно напомнить, что в состоянии осквернения, т. е. не искупавшись после близости, нежелательно спать, кушать, пить (не сделав хотя бы омовение).

 

4. Оргазм (семяизвержение).

 

Оргазм, произошедший в состоянии бодрствования, независимо от того, произошёл он во время половой близости или при других возбуждающих обстоятельствах (ласки, поцелуи и т. д.), также нарушает пост (уразу). Но если оргазм произошёл во время сна (поллюция), то это не портит пост (уразу). В этом случае следует искупаться и продолжить поститься.

 

5. Менструация, послеродовые выделения.

 

Появление менструации даже перед заходом солнца нарушает пост (уразу).

Суннаты поста (уразы)

 

Чтобы соблюдение поста (уразы) стало не только исполнением фарза (обязанности мусульманина), но и исполнением для получения за него великой награды от Всевышнего, необходимо, кроме обязательных условий поста (фарзов), соблюдать и сунны поста, т. е. желательные действия во время поста (уразы).

 

1. Согласно хадисам Пророка (мир ему и благословение) желательным является своевременный приём пищи вечером, разговляться, не откладывая, сразу после наступления времени вечернего намаза.

 

Разговляться желательно фиником, чистой водой, молоком или же чем-нибудь сладким.

 

2. К еде желательно приступать с именем Аллаха со словами: «Бисмиллахи ррахмани ррахим» и с мольбой о принятии поста.

 

3. Желательно принять пищу перед началом поста, до рассвета, и желательно прекратить приём пищи за 15–20 минут до наступления утреннего намаза. В хадисе сказано, что после прекращения утренней трапезы Пророком (мир ему и благословение) до наступления утреннего намаза можно было читать примерно 50 аятов Корана.
Нежелательно есть слишком плотно ни утром, ни вечером, это отягощает тело, мешая богослужению (ибадату), и вредит здоровью.

 

4. Желательно также накормить вечером тех, кто постился. Согласно хадису, тот, кто накормил вечером постившегося, получит такую же награду, как и тот, кто постился. Притом награда тому, кто постился, от этого не убавляется.
В месяце Рамазан поощряется щедрость по отношению к нуждающимся, особенно по отношению к домочадцам, членам своей семьи и близким.

 

5. Во время поста очень желательно беречь все органы (части тела) от запретного и нежелательного, используя их для служения Аллаху, выполняя Его веления.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Сколько постящихся получат в награду за свой пост только голод, и сколько занимающихся служением Аллаху в ночное время – только бессонницу».

 

Глаза надо беречь от взгляда на недозволенное, от взгляда на всё то, что отвлекает от поминания Всевышнего.

 

Язык необходимо беречь от лжи, споров, поминания другого человека недобрым словом, от бесполезных и ненужных разговоров.

 

Слух необходимо беречь от лжи, клеветы, споров, поминания другого человека недобрым словом, т. е., необходимо удалиться с мест, где ведутся бессмысленные разговоры.

 

Ноги нужно беречь от хождения в недозволенные места с целью выполнения недозволенного, нежелательного, ненужного.

 

Руки необходимо беречь от совершения недозволенного, нежелательного, ненужного.
Желудок необходимо беречь от недозволенной пищи и пищи, добытой недозволенным способом (харам), и в особенности от алкоголя.

 

Все эти и другие органы тела необходимо использовать для лучшего служения Всевышнему: совершения намазов, чтения и слушания Корана, молитв, приобретения исламских знаний, помощи людям и т. д. Постящийся не должен ругаться, драться, обижать других людей или живых существ. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), если кто-то ругает постящегося, дерётся с ним, постящийся должен сказать, что он соблюдает пост (уразу) и чтобы его оставили в покое, и удалиться от обидчика.

 

 

Благочестие поста (уразы)

 

Пост (ураза) в зависимости от степени усердия постящегося в богослужении имеет три уровня благочестия, и вознаграждение постящийся получит соответствующее уровню благочестия.

 

Первый (самый низкий) уровень имеет пост (ураза), при котором постящийся воздерживается только от того, что нарушает пост (приём пищи и питья, половые отношения и т. д.). Это обычный пост (ураза), который соблюдают все мусульмане.
Второй уровень имеет пост (ураза), когда постящийся воздерживается не только от того, что его нарушает, но и бережёт своё тело от всего запретного и плохого, как, например, язык – от хулы, лжи, клеветы, глаза – от взгляда на недозволенное, уши – от слушания недозволенного и т. д.

 

Нарушение поста этими деяниями является нарушением данного уровня поста.
Такой уровень поста (уразы) имеют салихины – старающиеся в богослужении.
Третий уровень имеет пост (ураза), когда постящийся не только соблюдает требования первого и второго уровня, но и сосредоточивает мысли только на Аллахе, не позволяя себе отвлечься ни на миг от Творца, от служения Ему.

 

Такой уровень поста (уразы) имеют пророки, авлия, тарикатские шейхи.
Каждый мусульманин должен стараться повысить уровень благочестия своего поста (уразы), стремясь к этому, воспитывая волю.

 

Материал: Курамухаммад-хаджи Рамазанов
 

Статьи номера

Статьи номера

Вопросы веры

Ислам и здоровье

Аналитика

Колонка редактора

Семья в Исламе

Суфизм

Личности в Исламе

Интервью номера

Мусульманка

Детская страничка

Мазхаб Абу-Ханифы

Письма читателей

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта